Происхождение названия Каролин

По происхождению Ельска – Каролина – Николаева – Каролина – Ельска существует множество версий, и притом разные авторы, опираясь на свои исторические исследования и предположения отстаивают разные точки зрения. Я же, уважаемые земляки на основании собранных исторических сведений и материалов, предлагаю наиболее реальную версию происхождения названия Каролин.

Для того чтобы были более понятными события многовековой давности, происходившие на территории района, вернемся назад в историю Великого Княжества Литовского.

Еще в 1396 году начиная с короля Ягайло, польское католическое духовенство, активно поддерживаемое королями, стремилось обратить в католическую веру население нынешней Беларуси. Главным авангардом насаждения католицизма являлись иезуиты, орден, который был образован в первой половине 16 века испанским дворянином Игнасио Лойола. Сторонники иезуитов обосновались в западной Европе. При полном покровительстве польского короля и польского кардинала Гоозия, они появились в Польше после принятия Люблинской Унии в 1569 году, а вскоре и в Вильно. Открывались многочисленные школы и коллегиумы, где обучались сыновья мелкой шляхты и простого бедного городского сословия. На 1586 год на латинском языке уже обучалось более 700 учеников. Последователи иезуитов, поддерживаемые светской и духовной властью, активно проповедующие учение католицизма вскоре распространились на всю территорию Беларуси и Украины.

Православное и местное население не хотело принимать римско-католической веры, но с ними особо не церемонились: отбирались православные церкви и монастыри, церковное имущество, имения у мелкопоместных князей, а православных крестьян насильно загоняли за ограды костелов. Многие из православных епископов не выдержав постоянного давления и насилия согласились на соединение с Римским Костелом.

2 декабря 1594 года в Бресте было подписано следующее обращение: «Мы умыслили с Божьей помощью, соединиться, как и было прежде, с братией нашею римлянами под одним видимым верховным пастырем и даем себе перед Богом обет, что мы всем сердцем и со всей ревностью будем стараться, каждый порознь, к приведении и прочаго нашего духовенства и всего нашего народа к тому же соединению. А для большаго возбуждения возбуждения к тому мы составили между собой настоящий письменный акт, которым и свидетельствуем нашу полную и неизменную волю на соединение с Римским Костелом». (Архиепископ Афанасий Мартос. Буэнос-Айрес, 1966 и «Беларусь в исторической государственной и церковной жизни». Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви. Минск, 1990). Акт был подписан волынскими епископами Ипатием Потеем и престарелым Кириллом Терлецким. Вскоре акт подписали митрополит Литовский Михаил Рагоза, архиепископ Полоцкий и Витебский Григорий Загорский, епископ Пинский и Туровский Леонтий Пельчинский, епископ Холмский и Белзский Дионисий Збруйский, архимандрит Кобринский Иона Гоголя, епископ Львовский Гедеон Балабан и Перемышльский – Михаил Копыстерски.

Нынешняя территория Ельского района относилась к Туровскому епископству. Таким образом открылся широкий доступ иезуитам на эти территории. При поддержке католических управителей и помещиков они стали активно насаждать римскую католическую веру, чуждую для местного населения. В короткий исторический отрезок времени православные церкви стали полностью униатскими, а священники и их семьи практически полностью оказались ополяченными. На конец 16 века в Мозырском уезде собственность на земли выглядела следующим образом: государственная (королевская) собственность – 43 (сел, деревень и имений); шляхты – 52; католической церкви – 8 (в подавляющем большинстве в окрестностей Лельчиц). И православной церкви – только два селения: Иванишевичи – на севере повета и Корповичи – на юго-востоке. Полностью иезуитскими стали имения Ремезы – Стоцких, Кочищи и отдельно – имение Махновичи. На территории нынешнего Мозырского района под владениями иезуитов оказались следующие имения: Букча. Глиницы, имение Кеневича (активный участник восстания 1931-1833 годов, которое прокатилось по территории Ельского района), Мойсеевичи, Осовец, Острожаны, Остерово, Рычев, часть Турова и другие.

YУ вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Additional information